603054 г. Нижний Новгород
ул. Свирская, 20
Тел/факс: (831) 225-79-58
Приемная комиссия: (831) 225-78-81

https://smtnn.ru

Министерство образования, науки
и молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Сормовский механический техникум
имени Героя Советского Союза П.А. Семенова"

center

Полезное педагогам

Методичесткие рекомендации для педагогов

 

Рекомендации педагогу по работе с тревожными подростками.

 

Психологические аспекты в работе с детьми группы риска.

 

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми.

 

Руководство по противодействию и профилактике буллинга

 

31 мая Всемирный день без табака


СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ



Чаще всего эмоционально выгорают люди, подходящие под четыре распространенных мифа.
ПРОВЕРЬТЕ, НЕ ВАША ЛИ ЭТО ПОЗИЦИЯ?
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИФ ПЕРВЫЙ: "ЖИТЬ НАДО ДЛЯ ЛЮДЕЙ"
 


Основная идея этого мифа -"человек должен жертвовать собой ради других". У таких людей - «Светочей» - отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи. Они запрещают себе обычные чувства: у них не может быть просто любви и просто работы - только великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть.

Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом - выше их сил.
 
 
 

Советы для "Светочей ":
*  Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их. На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.

* Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько "доверенных людей", которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу их помощи.
 
 
 
 
 
          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    МИФ ВТОРОЙ: "ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ?"
 


Такой человек - "Спасатель" — чувствует себя в своей тарелке, лишь, когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбирая соответствующие специальности. Другие спасают "на общественных началах" - у них обязательно есть куча знакомых-неудачников; друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик... Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть глубже, окажется, что "спасение утопающих" для них - единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.
 
 

Советы для "Спасателей":
* Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.
* Если вы "профессиональный спасатель", возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.
* Лучший способ позаботиться о человеке -помочь ему понять, что он может решать проблемы самостоятельно. Попробуйте действовать именно так, а не взваливайте на себя груз чужих забот.

* Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: "Так ли уж ему это нужно?" и "Может, он справится сам?".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИФ ТРЕТИЙ: "Я ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЛЯ ВСЕХ ХОРОШИМ"
 
 
 
 
Про таких людей говорят: "Хочет быть червонцем". Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе, сказать "нет": ведь люди могут обидеться! Окружающие этим с упоением пользуются, и постепенно под улыбкой "Червонца" разгораются обида и гнев, выжигающие человека изнутри.
 
 

Советы для "Червонцев":
* Есть замечательный афоризм: "Успокойся: ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!"
* Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на той стене, куда чаще всего обращается ваш взгляд.
* Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.
* Научитесь говорить "нет", не испытывая при этом ни раздражения, ни вины. Если сделать это самостоятельно не получается, обратитесь к психологу.
* Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, таким образом, человек манипулирует вами.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
     МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ: "РАБОТА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! "
 
 
Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне: "Все выше, и выше, и выше..." Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Дело осложняется тем, что «Трудоголики» очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше их никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются на работе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.
 
 

Советы для « Трудоголиков»:
* Помните: "Бессердечье к себе это тоже увечье". Вы имеете право на свободное время!
* Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте там все деловые бумаги и мысли.
* Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.
* Найдите себе увлечение и твердо определите время на него. Например: "Суббота, 19.00 - театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)"... Строго контролируйте выполнение.
* Женщинам перед выходом с работы можно пользоваться другими, более легкомысленными, чем обычно, духами: они придадут соответствующий внутренний настрой.



Важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены.
Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. В рамках психогигиены для предупреждения СЭВ акцент делается на следующие моменты:
* стремление к личностному росту;
* расширение кругозора по проблемам, т. е. информированность;
* четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности;
* расширение своих социальных контактов;
* рационализация профессиональной деятельности;
* система поощрения.
Можно предложить  следующие способы восстановления:
1.Возможность свободно выражать свои чувства и эмоции, т.к. получаемые от студентов и коллег эмоции могут накапливаться.
2. Возможность выполнять свои желания, т.к. многие специалисты живут в мире, где царит "надо".
3. Возможность переключиться и погрузиться. Временно выполнить другую роль, выйти за пределы иерархии.
4. Сбалансированность нагрузок.
5. Участие в работе профессиональных групп.
6. Пребывание в профессиональной субкультуре, среди коллег.
7. Работа со специальной литературой.
8. Повышение уровня квалификации.
Методы восстановления психического здоровья весьма широки, но выбирать их следует с учетом индивидуальных особенностей и специфики выполняемой работы. Наиболее доступными для каждого человека являются аутотренинг и медитация.
Аутотренинг (тренировка аутогенная) - метод самовнушения, основу которого составляет прием погружения в релаксационное состояние, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущения тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов.
Релаксация - это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабления, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
Медитация - это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и прочее, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжения).
Медитативные методы можно классифицировать в соответствии с природой объекта сосредоточения:
1. Повторение в уме - это слово или фраза, повторяемые вновь и вновь, обычно про себя. Возможно также пение.
2. Повторение физического действия - сосредоточение на каком-либо физическом действии, например, на повторении дыхательных движений.
3. Сосредоточение на проблеме - попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты, например: как звучит хлопок одной руки?
4. Зрительная концентрация. Объект для концентрации - зрительный образ, например: картина, пламя свечи, лист дерева и т.д.
Для успешной медитации необходимо 4 условия:
* спокойное окружение, т.е. отсутствие внешних стимулов;
* удобная поза, т.к. мышечное напряжение может мешать процессу;
* наличие объекта концентрации;
* пассивная установка, т.е. человек позволяет возникнуть медитативному процессу, вместо того, чтобы контролировать его.
Не менее интересными являются и методы психосинтеза, который ставит своей целью развитие и совершенствование личности с последующей гармонизацией личности и «Я» человека. Основное внимание при данном подходе сосредоточено на цели и позитивной мотивации человека, а не на проблеме. Упражнения содержат в себе медитативно релаксационные элементы. Упор в них делается на позитивную мотивацию.
В целом, методы предотвращения СЭВ неисчерпаемы. Очень хорошо сочетать методы, о которых мы говорили выше, с психогимнастикой, танцевальной терапией, телесно-ориентированной терапией.


ТЕСТ НА СТЕПЕНЬ ОПУСТОШЕННОСТИ


Определите, насколько Вы «выработаны» или насколько велик Ваш «индекс опустошенности».
Поставьте  нужную цифру в каждой позиции (редко - 1, иногда - 2, всегда - 3) и суммируйте итог.
 
 

На работе я испытываю враждебность или гнев
Я считаю, что постоянно должен преуспевать
Я отдаляюсь от коллег
Мне кажется, что меня заставляют делать только штрафную работу
Я замечаю, что становлюсь более равнодушным к клиентам, коллегам и приятелям
Работа стала утомительной, скучной и монотонной
Я чувствую, что не расту профессионально
Я замечаю, что испытываю к работе негативные чувства и зацикливаюсь на ее плохих сторонах
Я замечаю, что делаю меньше, чем когда бы то ни было
Мне трудно организовать свое время и работу
Я стал более несдержанным
Я чувствую бессилие и неспособность изменить свою работу
Я замечаю, что выплескиваю свою неудовлетворенность работой на домашних
Я сознательно избегаю личных контактов чаще, чем раньше
Я постоянно спрашиваю себя, подходит ли мне моя работа
Меня не покидают тяжелые мысли о работе, даже когда я ложусь спать
Каждое утро я просыпаюсь с чувством «не знаю, смогу ли я выдержать еще один день»
По-моему, на работе никого не интересует, что я делаю
Я замечаю, что меньше занимаюсь работой, в основном стараюсь уклониться от нее
Я устаю от работы, даже если хорошо выспался

Результат:
20-34 баллов - опустошение отсутствует;
35-49 баллов - умеренное опустошение - ранние предупреждающие сигналы;
50-60 баллов - полное опустошение - требуется помощь и руководство.

Если Вы поняли, что выгорание уже происходит, достигая глубоких стадий, ПОМНИТЕ необходима специальная работа по отреагированию Вашего травматического опыта. И не пытайтесь провести эту работу самостоятельно, такую сложную (и нередко болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом.


 

Уважаемые пользователи, Вы
просматриваете обновленный
web сайт smtnn.ru.