603054 г. Нижний Новгород
ул. Свирская, 20
Тел/факс: (831) 225-79-58
Приемная комиссия: (831) 225-78-81

http://smtnn.ru

Министерство образования, науки
и молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Сормовский механический техникум
имени Героя Советского Союза П.А. Семенова"

center

Полезное педагогам

Рекомендации педагогу по работе с тревожными подростками.

 

Психологические аспекты в работе с детьми группы риска.

 

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми.

 

 Руководство по противодействию и профилактике буллинга


СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ



Чаще всего эмоционально выгорают люди, подходящие под четыре распространенных мифа.
ПРОВЕРЬТЕ, НЕ ВАША ЛИ ЭТО ПОЗИЦИЯ?
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИФ ПЕРВЫЙ: "ЖИТЬ НАДО ДЛЯ ЛЮДЕЙ"
 


Основная идея этого мифа -"человек должен жертвовать собой ради других". У таких людей - «Светочей» - отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи. Они запрещают себе обычные чувства: у них не может быть просто любви и просто работы - только великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть.

Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом - выше их сил.
 
 
 

Советы для "Светочей ":
*  Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их. На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.

* Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько "доверенных людей", которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу их помощи.
 
 
 
 
 
          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    МИФ ВТОРОЙ: "ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ?"
 


Такой человек - "Спасатель" — чувствует себя в своей тарелке, лишь, когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбирая соответствующие специальности. Другие спасают "на общественных началах" - у них обязательно есть куча знакомых-неудачников; друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик... Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть глубже, окажется, что "спасение утопающих" для них - единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.
 
 

Советы для "Спасателей":
* Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.
* Если вы "профессиональный спасатель", возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.
* Лучший способ позаботиться о человеке -помочь ему понять, что он может решать проблемы самостоятельно. Попробуйте действовать именно так, а не взваливайте на себя груз чужих забот.

* Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: "Так ли уж ему это нужно?" и "Может, он справится сам?".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИФ ТРЕТИЙ: "Я ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЛЯ ВСЕХ ХОРОШИМ"
 
 
 
 
Про таких людей говорят: "Хочет быть червонцем". Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе, сказать "нет": ведь люди могут обидеться! Окружающие этим с упоением пользуются, и постепенно под улыбкой "Червонца" разгораются обида и гнев, выжигающие человека изнутри.
 
 

Советы для "Червонцев":
* Есть замечательный афоризм: "Успокойся: ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!"
* Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на той стене, куда чаще всего обращается ваш взгляд.
* Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.
* Научитесь говорить "нет", не испытывая при этом ни раздражения, ни вины. Если сделать это самостоятельно не получается, обратитесь к психологу.
* Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, таким образом, человек манипулирует вами.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
     МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ: "РАБОТА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! "
 
 
Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне: "Все выше, и выше, и выше..." Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Дело осложняется тем, что «Трудоголики» очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше их никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются на работе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.
 
 

Советы для « Трудоголиков»:
* Помните: "Бессердечье к себе это тоже увечье". Вы имеете право на свободное время!
* Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте там все деловые бумаги и мысли.
* Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.
* Найдите себе увлечение и твердо определите время на него. Например: "Суббота, 19.00 - театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)"... Строго контролируйте выполнение.
* Женщинам перед выходом с работы можно пользоваться другими, более легкомысленными, чем обычно, духами: они придадут соответствующий внутренний настрой.



Важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены.
Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. В рамках психогигиены для предупреждения СЭВ акцент делается на следующие моменты:
* стремление к личностному росту;
* расширение кругозора по проблемам, т. е. информированность;
* четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности;
* расширение своих социальных контактов;
* рационализация профессиональной деятельности;
* система поощрения.
Можно предложить  следующие способы восстановления:
1.Возможность свободно выражать свои чувства и эмоции, т.к. получаемые от студентов и коллег эмоции могут накапливаться.
2. Возможность выполнять свои желания, т.к. многие специалисты живут в мире, где царит "надо".
3. Возможность переключиться и погрузиться. Временно выполнить другую роль, выйти за пределы иерархии.
4. Сбалансированность нагрузок.
5. Участие в работе профессиональных групп.
6. Пребывание в профессиональной субкультуре, среди коллег.
7. Работа со специальной литературой.
8. Повышение уровня квалификации.
Методы восстановления психического здоровья весьма широки, но выбирать их следует с учетом индивидуальных особенностей и специфики выполняемой работы. Наиболее доступными для каждого человека являются аутотренинг и медитация.
Аутотренинг (тренировка аутогенная) - метод самовнушения, основу которого составляет прием погружения в релаксационное состояние, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущения тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов.
Релаксация - это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабления, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
Медитация - это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и прочее, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжения).
Медитативные методы можно классифицировать в соответствии с природой объекта сосредоточения:
1. Повторение в уме - это слово или фраза, повторяемые вновь и вновь, обычно про себя. Возможно также пение.
2. Повторение физического действия - сосредоточение на каком-либо физическом действии, например, на повторении дыхательных движений.
3. Сосредоточение на проблеме - попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты, например: как звучит хлопок одной руки?
4. Зрительная концентрация. Объект для концентрации - зрительный образ, например: картина, пламя свечи, лист дерева и т.д.
Для успешной медитации необходимо 4 условия:
* спокойное окружение, т.е. отсутствие внешних стимулов;
* удобная поза, т.к. мышечное напряжение может мешать процессу;
* наличие объекта концентрации;
* пассивная установка, т.е. человек позволяет возникнуть медитативному процессу, вместо того, чтобы контролировать его.
Не менее интересными являются и методы психосинтеза, который ставит своей целью развитие и совершенствование личности с последующей гармонизацией личности и «Я» человека. Основное внимание при данном подходе сосредоточено на цели и позитивной мотивации человека, а не на проблеме. Упражнения содержат в себе медитативно релаксационные элементы. Упор в них делается на позитивную мотивацию.
В целом, методы предотвращения СЭВ неисчерпаемы. Очень хорошо сочетать методы, о которых мы говорили выше, с психогимнастикой, танцевальной терапией, телесно-ориентированной терапией.


ТЕСТ НА СТЕПЕНЬ ОПУСТОШЕННОСТИ


Определите, насколько Вы «выработаны» или насколько велик Ваш «индекс опустошенности».
Поставьте  нужную цифру в каждой позиции (редко - 1, иногда - 2, всегда - 3) и суммируйте итог.
 
 

На работе я испытываю враждебность или гнев
Я считаю, что постоянно должен преуспевать
Я отдаляюсь от коллег
Мне кажется, что меня заставляют делать только штрафную работу
Я замечаю, что становлюсь более равнодушным к клиентам, коллегам и приятелям
Работа стала утомительной, скучной и монотонной
Я чувствую, что не расту профессионально
Я замечаю, что испытываю к работе негативные чувства и зацикливаюсь на ее плохих сторонах
Я замечаю, что делаю меньше, чем когда бы то ни было
Мне трудно организовать свое время и работу
Я стал более несдержанным
Я чувствую бессилие и неспособность изменить свою работу
Я замечаю, что выплескиваю свою неудовлетворенность работой на домашних
Я сознательно избегаю личных контактов чаще, чем раньше
Я постоянно спрашиваю себя, подходит ли мне моя работа
Меня не покидают тяжелые мысли о работе, даже когда я ложусь спать
Каждое утро я просыпаюсь с чувством «не знаю, смогу ли я выдержать еще один день»
По-моему, на работе никого не интересует, что я делаю
Я замечаю, что меньше занимаюсь работой, в основном стараюсь уклониться от нее
Я устаю от работы, даже если хорошо выспался

Результат:
20-34 баллов - опустошение отсутствует;
35-49 баллов - умеренное опустошение - ранние предупреждающие сигналы;
50-60 баллов - полное опустошение - требуется помощь и руководство.

Если Вы поняли, что выгорание уже происходит, достигая глубоких стадий, ПОМНИТЕ необходима специальная работа по отреагированию Вашего травматического опыта. И не пытайтесь провести эту работу самостоятельно, такую сложную (и нередко болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом.


 

Уважаемые пользователи, Вы
просматриваете обновленный
web сайт smtnn.ru.